История района

Уже в XV в. Мосты являлись довольно большим торговым поселением, которое располагалось на перекрестке торговых путей: водного – Немана и сухопутного – из Бреста в Вильно (современный Вильнюс). Впервые в исторических документах Мосты упоминаются как местечко и центр волости Гродненского повета в 1486г. В 1539г. в местечке был возведен костел, земельный участок под его строительство выделила королева Бона, жена великого князя ВКЛ и короля Польши. Согласно ревизии 1561 г., в Мостах имелось 9 улиц, паром и пристань; значительное место в торговле занимал лес, который сплавляли по Неману в Гродно, Ковно и Кёнингсберг. После 1589г. неманское местечко находилось в составе Гродненской экономии. Согласно королевским грамотам 1601, 1633, 1653, 1677 годов, Мосты получали ограниченные городские вольности. Грамота 1633г. разрешала здесь проводить еженедельные торги и две ежегодные ярмарки.

После 3-го раздела Речи Посполитой (1795г.) Мосты вошли в состав Российской империи. В 1823г. Сенат вынес специальное решение, дающее право привлекать мещан местечка „исправлять повинности наравне с крепостными”. В 1897г. в Мостах проживало 2 633 жителя, имелось народное училище (основано в 1870г.) и лимонадное предприятие. До 1907г. железные дороги соединили Мосты с Гродно, Лидой, Волковысском. На месте лесопильного завода (действовал с 1893г.) была основана железнодорожная станция, с которой связано рождение современного города Мосты.

С сентября 1915г. по декабрь 1918г. Мосты заняты немецкими войсками. С 1921г. местечко в составе Польши, центр гмины Гродненского повета Белостокского воеводства. В 1927г. основана фанерная фабрика Конопацких, которая поставляла свою продукцию для авиационной промышленности (в 1931 г. на фабрике работало 400 человек, производилось 7 тыс. кубометров фанеры).

С 1939г. – в составе БССР. 15 января 1940 года Указом Президиума Верховного Совета БССР в составе Барановичской области был образован Мостовский район, который состоял из 11 сельских Советов. В Мостах был создан поселковый совет с правами горсовета.

В 1940 году в районе действовало 45 школ, в которых учились более семи тысяч человек. Были открыты районный Дом культуры, районная и 2 сельские библиотеки.

Крупнейшими предприятиями Мостовщины в те годы были крахмальный завод в деревне Рогозница, фанерный и лесопильный заводы в Мостах. На фанерном заводе уже в 1940 году работало 900 человек, и было выпущено 16 000 кубометров фанеры.

Ощутимые изменения происходили в сельском хозяйстве. Началось создание коллективных хозяйств. В мае 1940 года в районе  было 10 колхозов. На базе помещицкого имения в деревне Белавичи была создана первая в районе машинно – тракторная станция.

В августе 1941 года большая часть территории Мостовского района была включена в состав третьего рейха и подчинена Восточной Пруссии. Оккупационные власти ввели принудительную всеобщую трудовую повинность для всего населения от 12 до 65 лет. Население было обложено непосильными налогами и поставками сельскохозяйственных продуктов в пользу немецкой армии.

С первых дней оккупации началась активная борьба населения района с немецко – фашистскими захватчиками.

На территории Мостовского района действовали подпольные комсомольские и антифашистские организации. Центром партизанского движения стала Липичанская пуща. Одна из первых партизанских групп на Мостовщине  была создана в конце 1941 года Павлом Ивановичем Булаком.

Гитлеровцы причинили неисчерпаемые бедствия населению Мостовщины. Весь мир облетела весть о трагедии деревни Княжеводцы, разделившей судьбу Хатыни. Подобные кровавые злодеяния каратели совершили в деревнях Задворье, Черленка, Щара, Шимки, Песчанка, Бояры. 23 июня 1944 года началась знаменитая операция «Багратион» по освобождению Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. 13 июля был освобожден Мостовский район. В ходе кровопролитных боев за нашу землю 15 воинов были удостоены высокого звания «Герой Советского Союза».

В годы войны погиб 2 681 мирный житель. Не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны свыше 1000 уроженцев города и района.

На Мостовщине были разрушены, сожжены и разграблены предприятия, машинно – тракторная станция, культурно – бытовые учреждения, жилые дома, взорваны шоссейный и железнодорожный мосты через Неман. Огромный урон был нанесен фанерному и лесопильному заводам.

С большим энтузиазмом жители молодой Мостовщины в послевоенное время взялись за подъём народного хозяйства. Разворачивалось жилищное строительство. К концу 1945 года в поселке Мосты было сдано в эксплуатацию более 100 коммунальных квартир. В них переселялись семьи погибших воинов, инвалидов войны, фронтовиков и партизан. Быстрыми темпами велось индивидуальное строительство. Государство оказывало застройщикам большую помощь – выделяло кредиты, строительный лес и другие материалы.

Начались работы по восстановлению промышленных предприятий, автомобильного и железнодорожного транспорта, жилищно-коммунального хозяйства.

В первые послевоенные годы были построены два кирпичных завода в деревне Белавичи,  а в деревне Пески – маслосырзавод республиканского значения.

К 1949 году была завершена реконструкция лесозавода и фанерного завода, где был освоен выпуск новой продукции.

Вторая половина 50-х годов ознаменовалась успехами в развитии сельского хозяйства Мостовщины. Приток в колхозы грамотной молодежи и более рациональное использование техники содействовали повышению урожайности и подъему животноводства.

Именно тогда за высокие показатели в работе большая группа тружеников села удостоилась высоких государственных наград. Орденом Ленина был награжден председатель колхоза «Советская Белоруссия» Иван Владимирович Таганович, ордена Трудового Красного Знамени удостоилась звеньевая колхоза имени Калинина Клавдия Антоновна Заяц. Орденом «Знак Почета» награждены 18 колхозников, 23 труженика полей награждены медалями. Их трудовой подвиг продолжили Кристина Наумчик, доярка колхоза «Советская Белоруссия», удостоенная ордена Трудового Красного Знамени и знака «Лучшая доярка республики». Высокого звания Героя социалистического Труда удостоена Домна Ивановна Варец, телятница колхоза имени Адама Мицкевича.

Большую помощь труженикам деревни в подъеме сельского хозяйства оказывали коллективы промышленных предприятий.

Новые задачи встали перед страной в годы шестой пятилетки. Большое ответственное задание было определено мостовским деревообработчикам. Чтобы увеличить выпуск продукции, необходимо было провести реконструкцию предприятия без остановки производства. В заводских цехах устанавливались мощные отечественные лущильные станки – автоматы, высокопроизводительные клеевые прессы, автоматические ножницы для резки шпона и другое оборудование. Заметно улучшилась технология производства. Многое делалось для механизации трудоемких и транспортных работ.

Долгое время в Мостах два предприятия одного и того же профиля – фанерный и лесопильный заводы – существовали самостоятельно. В 1958 году заводы объединились. Образовалось новое предприятие – Мостовский  фанерно – деревообрабатывающий комбинат (ФанДОК). Укрупненное предприятие получило больше возможностей расширить производство и ассортимент выпускаемой продукции. К концу шестой пятилетки комбинат стал одним из крупнейших деревообрабатывающих предприятий республики. С ростом выпуска продукции расширились экономические связи Мостовского ФанДОКа.

Фанера, выпускаемая предприятием, шла почти во все уголки страны. Она использовалась в отделке эскалаторов Московского метро и залов Московского государственного университета имени Ломоносова. Продукция комбината поставлялась в Германскую Демократическую Республику, Польскую и Венгерскую Народные Республики.

В годы восьмой пятилетки набирали мощь молодые предприятия – Мостовский ремонтный завод и Мостовское районное объединение «Сельхозтехника».

На Мостовском ремонтном заводе в 1961 году был построен цех по реставрации изношенных деталей, давший возможность предприятию ежедневно из своих ворот выпускать по несколько отремонтированных тракторов «Беларусь».

Районного объединение «Сельхозтехника» поставляло технику в колхозы и совхозы в готовом к работе виде. Собиралась и регулировалась она на базе районного объединения и отличалась более надежной работой на полях района. Опыт мостовчан был высоко оценен в республике и вскоре получил повсеместное применение. Долгие годы руководил предприятием заслуженный инженер сельского хозяйства, лауреат государственной премии Совета Министров СССР Василий Леонтьевич Володось.

Ощутимые изменения произошли в социальной сфере, увеличилось жилищное и культурно-бытовое строительство как в Мостах, так и в сельской местности.

В связи с ростом строительных работ в сентябре 1967 года в Мостах создана новая строительная организация – передвижная механизированная колонна № 53, а в сентябре 1968 года – передвижная механизированная колонна № 11.

Изменял облик город Мосты. Был разработан генеральный план-проект развития и застройки его на 30 лет. Осуществление плана началось с создания административно-общественного центра. Основу составили Дом Советов, районный узел связи, дом быта, универмаг. Построен кинотеатр «Современник», гостиница «Мосты».

В 1972 году был спроектирован и построен единственный в республике большепролетный пешеходный мост оригинальной конструкции. Идея его возведения принадлежала Евгению Титовичу Радкевичу генеральному директору Мостовдрева.

В 1974 году восстановлен автодорожный мост через Неман, связавший центр города с его левобережной частью.

Успешными для развития района стали 80 – е годы. За достигнутый рост урожайности, повышение производства продукции сельского хозяйства по итогам работы в 1982 году Мостовский район был награжден тремя переходящими Красными Знамёнами ЦК КПБ, Совета Министров БССР и ЦК ЛКСМБ. В 1983 году район стал  победителем  Всесоюзного социалистического соревнования за достижение наилучших  производственных показателей и награжден переходящим Красным Знаменем ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

Высоких наград удостоились колхоз «Дубно» имени Волковича и колхоз «Щара». Лучшим в стране был признан коллектив Крахмального завода.

В 1986 году Указом Президиума Верховного Совета Белорусской ССР за успехи в социально – экономическом и культурном развитии город Мосты был награжден Почетной грамотой.

Неоднократно город получал переходящее Красное Знамя за образцовое санитарное состояние, благоустройство и озеленение.

Сегодня Мостовский район – полноправный субъект хозяйствования нашей страны.

Мостовщина живёт и развивается. Активно ведется новое строительство и ремонт зданий, благоустраиваются улицы и дворы. Возводятся новые жилые дома и микрорайоны.

Сегодня агропромышленный комплекс Мостовщины развивается в новых условиях, но именно та преемственность уникального опыта советского поколения сельских тружеников позволяет добиваться успехов.

Мостовщина из года в год достигает высоких показателей в развитии сельского хозяйства и является одним из лучших районов Гродненской области. Не случайно второй республиканский фестиваль–ярмарка тружеников села «Дожинки» прошёл в Мостах. Было это в сентябре 1997 года.

В 2009 году Мостовский район занял 3 место в республике по урожайности зерновых и зернобобовых культур с урожайностью 53,6 центнера с гектара.

В 2012 году район признан победителем республиканских соревнований за достижение высоких показателей на уборке урожая зерновых и зернобобовых культур и на главном празднике хлеборобов фестивале-ярмарке «Дожинки – 2012» в Горках  награждён Почётным дипломом.

Осуществляется модернизация промышленных предприятий. Реализуются инновационные проекты.

В 2014 году открытым акционерным обществом «Мостовдрев» реализован самый масштабный проект в Гродненской области по развитию деревообрабатывающей промышленности.

Открытым акционерным обществом «Рогозницкий крахмальный завод» производится модифицированный крахмал, который используется в нефтехимической промышленности.

Продукция, произведенная на Мостовщине, поставляется в 18 стран мира. Экспорт товаров в 2014 году составил более 27 миллионов долларов США. В экономику района привлечено 1 триллион 576 миллиардов рублей инвестиций.

По итогам работы за 2013 год Мостовский район в номинации «За достигутые высокие показатели в развитии торговли и сферы услуг» в Гродненской области занял третье место, а в номинации «За достигнутые высокие показатели в социально – культурном развитии» – второе.

Далеко за пределами района знают наших спортсменов. Есть среди них участники и победители чемпионатов Европы и Мира, а также Олимпийских  игр. В 1976 году участником Олимпийских игр в Монреале был Здислав Сорока, в 2000 году в олимпийских играх в Сиднее принимали участие Светлана Вакула и Елена Беть.

Имя нашей малой родины продолжает звучать и сегодня. В 2014 году Олег Юреня стал чемпионом Европы по гребле на байдарках и каноэ, который проходил в Германии. Дмитрий Лопата занял второе место на чемпионате Европы среди юниоров. В 2015 году он стал стипендиатом Президентского спортивного клуба.

Подготовкой спортсменов занимается Центр олимпийского резерва по гребле на байдарках и каноэ, который сегодня возглавляет заслуженный тренер БССР Петр Станиславович Рудевич.

 

В рамках реализации государственной программы развития и возрождения села на 2005 – 2010 годы в районе обустроено 16 агрогородков:

  • 2005г. – Лунно
  • 2006г. – Глядовичи, Гудевичи, Дубно
  • 2007г. – Большие Озёрки, Мосты Правые, Большая Рогозница
  • 2008г. – Куриловичи, Милевичи, Микелевщина
  • 2009г. – Хартица, Зарудавье, Пески
  • 2010г. – Пацевичи, Стрельцы, Струбница