Почему не стоит оставлять еду на кладбище, а живые цветы лучше пластиковых?

Скоро Радуница – православный праздник, который в календаре отмечен красным цветом. Так государство дает нам время посетить могилы родных и близких. Как правильно поминать усопших, чтобы их порадовать? Что можно делать на кладбище, а от чего лучше воздержаться? За ответами поехали в белорусскую глубинку – в агрогородок Мышковичи Кировского района Могилевской области, в храм Святой Живоначальной Троицы.

Сразу – в храм

– На Радуницу у нас церковная служба – радостная! Ведь Воскресение Христово – радость для Вселенской церкви: и для церкви земной, и для церкви небесной, – говорит иерей Алексей Замбрижицкий, настоятель храма в Мышковичах, который возведен рядом с деревенским кладбищем. – В этот день главное – сходить в храм, помолиться об усопших. Для них очень важна ваша молитва. А когда помолились, можно выдвигаться на захоронения дорогих нам людей, куда мы, конечно, заранее уже сходили, навели там порядок.

Кстати, традиция поминовения усопших существовала на наших землях давно – еще в дохристианские времена.

– В язычестве проводились так называемые тризны, – рассказывает настоятель. – Когда на погребениях устраивали ритуальные пляски, пили хмельные напитки, часто доводя себя до состояния исступления…. Сейчас все по-другому. На могилы близких мы приходим, чтобы вместе с ними радоваться воскресению Христову.

Можно принести на кладбище и атрибуты праздника – крашеные яйца и куличи. При этом их нельзя там оставлять. Усопшим они не нужны, поэтому принесенное с собой нужно съесть или раздать нуждающимся, советует священник. Если же оставите, то разные животные, чаще котики, собачки, птички, съев куличи и яйца, намусорят. Непорядок на погосте – это нехорошо.

Батюшка не советует приносить и спиртное.

– Наш человек не может просто пригубить – если берет рюмку в руку, часто доходит до непотребного состояния. Близкие люди смотрят на таких с небес и сожалеют об этом – обижаются, – говорит собеседник и вспоминает, что еще лет 15 назад, когда он только приехал на службу в Мышковичи, традиция поминать на погосте спиртным родных была в ходу. – Приходилось объяснять, что это нельзя. Сейчас люди вразумились и больше так не поступают.

Цветы – только живые

Иерей Алексей Замбрижицкий обратил внимание и на еще одну пока еще спорную традицию – нести или нет на кладбище искусственные цветы.

– Лучше живые букетики, – советует наш собеседник. – Ведь все искусственное – обман, ложь… Кстати, за рубежом на кладбища люди несут только живые цветы, лампадки, и нам хорошо бы такую практику перенять. Многие наши соотечественники уже поступают так же. Однако полному отказу мешает рост бизнеса на цветах из пластика и бумаги, о чем свидетельствуют заполненные ими доверху прилавки импровизированных рынков.

Аналогично иерей Алексей Замбрижицкий высказался и о венках из искусственных цветов:

– Лучше эти деньги потратьте на живые цветы. Или пожертвуйте нуждающемуся, попросите его: “Помолись за мою маму (и назовите ее имя) – это от нее тебе милостыня!”… А ведь многие, прожив жизнь, так ни разу никому милостыни и не подавали да и в церкви бывали лишь раз – когда крестились… Но если мы ученики Христа, то должны оставаться христианами, ходить в церковь, чтобы и жить с Христом, и с Ним уйти к Богу. А где еще можно научиться быть христианином, как не в храме?

По ту сторону добра и зла

Все ли из ушедших близких оказались рядом с Богом?

– Душа человека, ушедшего из этой жизни, пребывает до второго пришествия Христа либо у престола Божьего. Либо в том месте, которое Господь обозначил такими словами, как “плач и скрежет зубов”. Господь вынужден был создать его для тех душ, которые отвергли Бога, не хотели верить в него, шли по жизни в сомнении: “Зачем нужен нам этот Бог?”… Ну, куда такого человека отправить после завершения его земного пути? Вот Создатель и сотворил удаленное место, где такие души могли бы пребывать до второго пришествия Христа, то есть до Страшного суда. Как сказал Господь: “В Дому Отца моего обителей много!”. То есть души, как звезды разной силы света и удаленности, пребывают в разных местах и в разной степени удаленности от Бога. Сейчас это место, удаленное в определенной степени от Бога, называется ад, в более давние времена – шеол. Но где бы они ни находились, если будете искренне молиться за своих близких, вы принесете им радость.

И поле битвы – сердца людей

Ходить в церковь, только чтобы ставить свечки, – этого мало, считает священник и напоминает, что сегодня главным храмом и полем битвы остается душа человека, ведь только она на земле – бессмертна. И если она борется со злом в себе, тогда и Бог откликается на наши искренние молитвы.

– Воюя с грехом в себе и теми злобными духами, которые этот грех постоянно возбуждают, мы учимся, несем свой крест проблем, взаимоотношений, болезней… “Наша война не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесных”, – так сказал апостол Павел. Христианство призывает бороться именно с этим, внутренним, врагом, а не внешним. Внешний же враг – это орудие в руках Божьих. Господь его посылает, чтобы вразумить людей, – расставляет акценты иерей.

“Сейчас все реже люди идут в церковь”

В девяностые годы ХХ века люди вновь обратились к Богу, хлынули в церкви.
В некоторых школах даже стали вводить факультативы по основам православия.

– Сейчас все реже люди идут в церковь, – констатирует отец Алексей и называет одну из причин: – Это – большое давление информационного поля на человеческий разум. Интернет, социальные сети – сила, нередко уводящая человека в никуда. Особенно пагубно сказывается она на молодом поколении. Помню, в детстве нашим мамам было не загнать нас с улицы домой. Сегодня, когда вывожу внука во двор, оказывается, что ему там не с кем играть. И соседка жалуется, мол, ее сын весь выходной за компьютером (в телефоне) просидел. Телефон, компьютер заменили детям друзей. Вот сегодня еду из Бобруйска в Мышковичи, смотрю: идет школьник домой. По сторонам не смотрит, даже на перекрестке глаз от экрана айфона не отрывает… Хорошо, если водитель понимает: задумался-засмотрелся паренек, а если не обратит внимания – беда! Не меньшая беда, когда родители забывают дорогу к храму и не ведут туда своих детей.

| Тамара МАРКИНА, газета “7 дней”. Фото Татьяны МАТУСЕВИЧ.

БЕЛТА